Царевская Елена Геннадьевна, учитель-логопед Сапрыкина Ольга Валериевна, учитель-логопед
Консультация для родителей
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
· Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
· У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
· Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
· Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
· Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
· Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
· Ребенок развивается с задержкой.
· Ребенок перенес тяжелые заболевания.
· У ребенка есть неврологические заболевания.
· Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
· Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
· Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
· Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
Консультация для родителей
Когда нужно обращаться к логопеду?
Родители первые, кто видит и слышит становление речи своего малыша. Поэтому именно вы, родители, первыми можете обнаружить отклонения от возрастных норм речевого развития ребёнка. Это поможет своевременно обратиться за консультацией к логопеду и предупредить возможные последствия. На что нужно обратить внимание:
- Малыш в 1,5 года молчит, не стремится к общению, играет один или участвует только в «неречевых» играх, неохотно отвечает на вопросы взрослого, пользуется жестами или мычит, когда ему что-то нужно.
- Бывает и наоборот, малыш «захлёбывается» речью, торопится высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый. Ребенок судорожно вдыхает, выдоха на фразу не хватает. Ребёнок добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.Обращаться на консультацию к специалисту нужно при первых признаках заикания
- Тревожный признак - сильная назализация голоса. Ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у него постоянный насморк и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен).
- Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно? Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций? Это также признак нарушения речи. В 2,5 года малыш не интересуется окружающим, довольствуется короткими ответами (например: «да», «нет», «там»), не используя полные предложения.
- Если ребенок не может выполнить двухступенчатых инструкций («возьми куклу и дай ее маме», посади мишку в машину и покатай его»), это говорит о нарушении в понимании речи. Такая ситуация также требует помощи специалиста.
- Если после 3 лет - ребенок продолжает упрощать большинство слов (например, вместо слова телефон – «афон», а к 3,5 годам не может различать похожие по звучанию слова (бочка – почка, лук – люк, мышка – мишка и др.) обратитесь к логопеду.
- В 4,5-5 лет у детей должна быть сформирована звуковая сторона речи: ребёнок правильно произносит все звуки родного языка.Обратите внимание: бывает, что ребёнок произносит звуки неправильно, искажает. Родители называют это «шепелявит», «картавит». Искажённое произношение звуков со временем закрепляется, и без помощи логопеда здесь не обойтись.
Консультация для родителей
"Роль семьи в развитии речи ребенка"
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Ошибочно думать, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая только тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще» и т.д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Помните, что детям трудно воспринимать информацию, заключенную в длинных, сложно построенных предложениях. А если вы хотите, чтобы малыш выполнил вашу просьбу или требование, инструкция должна быть чёткой, краткой, понятной возрасту ребёнка.
Огромное значение для развития речи имеет домашнее чтение. Стихи А.Барто, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, Е.Благининой и других детских авторов помогут развить кругозор, внимание, память, мышление, чувство ритма. Ребёнку необходимы сказки, потешки, рассказы, соответствующие его возрасту. Сделайте чтение книг семейной традицией, и это не только будет способствовать общему и речевому развитию сына или дочери, но и поможет создать доверительность в отношениях детей и родителей. Полезно также прослушивание аудиокассет с литературой, соответствующей возрасту детей. Спросите ребёнка, о чём сказка или стихотворение, которое он прослушал. Кто его герои? Что было самым интересным? Что понравилось? Побуждайте ребёнка высказывать своё мнение, помогите подобрать слова, чтобы ему было легче высказать свою мысль.
Внимательно следите за содержанием телепередач, которые смотрит ребёнок. Ограничьте просмотр детскими передачами и мультфильмами, которые несут в себе познавательное и воспитательное начало. Компьютерные игры противопоказаны детям дошкольного возраста, особенно учитывая слабость нервной системы детей с речевыми недостатками.
Консультация для родителей
Речевое развитие ребёнка от рождения до 6 лет
Речь в своем развитии делится на определенные этапы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ
Необходимо уже с первых дней рождения ребенка постоянно говорить с ним, интонацией и ритмом высказывать свое отношение, сопровождать речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь понятнее для ребенка, способствует его полноценному развитию.
Ребенок как бы заражается речевой активностью взрослого, стремится подражать ему. Нехватка эмоциональных контактов может привести к задержке в развитии и изменениям личности.
Поводы для беспокойства: малыш не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего; у него наблюдается недостаточная интонационная выразительность, нет подготовительного кряхтенья перед криком, нет смеха.
7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в контакт со взрослым и начинает изучать различные предметы, в том числе собственные конечности. Формируется имитационное подражание услышанной речи: тон, ритм, темп, интонация. В это время ребенок понимает многие слова, узнает названия части предметов, которые ему демонстрируют. Развивается отраженный лепет - подражание взрослым и самолепет - собственная речь.
10-12 МЕСЯЦЕВ
Причины для беспокойства родителей - ребенок не реагирует на собственное имя; нет лепетных слов (би-би, ав-ав, и др).
1-3 ГОДА
После года развитие речи идет очень быстро. Растет потребность малыша в речевом общении. У ребенка появляется желание не просто узнать, что это за предмет, но и что с предметом можно делать, для чего он необходим. Если родители не поддерживают обращений ребенка, то гасится потребность в общении, идет задержка развития активной речи.
Причины беспокоиться: при появлении речевого подражания ребенок, произносит лишь часть вместо целого слова или искажает его. К примеру, дека - девочка, пику – купи и т.д. Малыш не строит из слов предложений. Не использует глаголы; в возрасте 3 лет ребенок не пользуется местоимением "Я"; звуки произносятся с "хлюпаньем", есть носовой оттенок.
4-5 ЛЕТ
Основания для тревоги: у ребенка бедный бытовой словарь; с трудом заменяет слово синонимом (близким по значению) и антонимом (противоположным), он неактивен в общении. Ребенок не может связно поведать о происходящих событиях, неверно произносит звуки.
5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному периоду у ребенка уже должна быть поставлена не только разговорная устная речь, но и желание к овладению письменной речи - чтению и письму.
Основания для тревоги:
·Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми;
·Ребёнок невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета;