Грачева Анна Владимировна - педагог-психолог
Образование - высшее
Категория первая от 04.03.2021
Педагогический стаж - 8 лет
Направления работы педагога-психолога МБДОУ ДС №66 "Журавушка"
ПСИХОДИАГНОСТИКА:
-познавательной сферы
-эмоционально-волевой сферы
-коммуникативной сферы
*по результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА:
*работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей.
Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
- Адаптация детей;
- Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
- Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
- Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
- Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
- Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
- Коммуникативные навыки;
- Творческие и познавательные способности;
- Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
- Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительная группа:
- Готовность к школе (личностная и мотивационная);
- Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
- Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
- Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
*коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога.
*психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:
-эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
-коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
-познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.
Основные методы коррекционных воздействий:
·индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры;
·сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
·психогимнастика;
·куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
·арт-терапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
·релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
1) Индивидуальная
С педагогами:
-проводится по запросам и результатам диагностики;
-экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы.
С родителями:
-проводится по запросам и результатам диагностики.
-психологические пятиминутки в группе при утреннем приёме детей;
2) Групповая
С родителями:
-выступления на родительских собраниях;
-тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
-оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
-подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
С педагогами:
-семинар-практикум;
-мастер-класс;
-консультация;
-тренинг.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА:
-оформление документации;
-участие в методиеских объединениях практически психологов;
-курсы повышения квалификации
-методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану ДОУ;
-изучение психолого-педагогической литературы.
Аутичные дети - какие они?
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э.Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером.
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.
Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям — своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу.
В настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена О. С. Никольской.
1 группа. Для детей этой группы характерна отрешенность от внешней среды - глубокая аффективная патология.
Характерные признаки:
-контакт со взрослыми и окружающей средой отсутствует;
-внимание не привлекаемо;
-типичная маска глубокого покоя (лицо принца);
-полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате)
-не владеет навыками социального поведения;
-не владеет навыками самообслуживания;
2 группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны активная борьба с тревогой и страхами с помощью многочисленных стереотипов. Извлекая приятные ощущения прежде всего из своего тела, ребенок стремится с их помощью «перекричать» неприятный внешний мир. Это могут быть стереотипное напряжение определенных мышц, суставов, взмахи рук, прыжки, механическое раздражение органов зрения и слуха, онанизм, обнюхивание и облизывание, трясение, верчение объектов, повторение слов, фраз, пение. Все это доставляет ему положительные ощущения и повышает психический тонус, заглушая неприятное воздействие из вне.
3 группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок, эмоциональная реакция слабая, чувства сопереживания отсутствует. Прогноз развития также достаточно благоприятен: при успешной коррекционной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
4 группа. Сверхтормозимость — отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.
Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и от педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти). Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.
"Золотые правила" воспитания детей
1. Формируйте правильную самооценку ребенка. Важнейшая характеристика каждой человеческой личности – ее самооценка. Свой собственный образ, закрепленный в нашем сознании, будет определять любое решение, которое придется принимать в жизни. В громадной степени он будет влиять на все личные несчастья и удачи. Уметь принимать детей такими, какие они есть, любить их, конечно, очень важно — и все же недостаточно. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными успешными делами. Учите своего ребенка быть компетентными, выделяться в избранных им видах деятельности, делать какое-то дело лучше, чем большинство сверстников.
2. Научите ребенка общаться. Благополучное будущее детей в немалой степени зависит от их способности правильно общаться с окружающими. Их истинная человеческая сущность проявляется в том, насколько они умеют сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми. Заботливые родители могут помочь детям развить и навыки общения.
3. Воспитывайте у ребенка ответственность, совестливость, честность. Родители могут сделать очень многое, чтобы помочь детям обрести совеешь, усвоить нравственные понятия. Это надо закрепить в младшем возрасте, пока дети не достигли бурной подростковой стадии, когда их стремления и привязанности переместятся от родителей к сверстникам.
4.Установите разумные правила работы и поведения в рамках четкой дисциплины.
- ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка,
- родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка
- ограничения, требования, запреты должны быть согласованы между собой
- тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
5.Обеспечьте своего ребенка знаниями и умениями. Изучение людей, которые отличались устойчивостью к стрессам, многое знали и умели, показало, что уже с самого младшего возраста они были деятелями. Поэтому родителям стоит обдумать, как поощрять стремление детей заняться чем-то новым, как увлечь их разнообразной деятельностью. Заполните жизнь своих детей посильными трудностями, преодоление которых приведет их к успеху. Становясь старше, они смогут справляться с большими трудностями. Успех станет спутником их жизни. Они научатся не сдаваться. Они будут добиваться победы, не боясь поражений, потому что с малых лет обрели уверенность, что справятся с любым делом, дайте только срок.
6.Воспитывайте самостоятельность и независимость: не делайте за детей то, что они могут сделать сами. Необходимо с раннего возраста воспитывать в них чувство ответственности. Будьте готовы к возможным ошибкам и глупостям. Пусть как можно чаще дети сами принимают решения. Пусть чувствуют, что с ними считаются, что к их мнению прислушиваются, что они все больше становятся хозяевами своей жизни и судьбы. Родителям нужно постоянно подбадривать детей, время от времени давать им советы, может быть, иногда даже подталкивать. Пусть как можно раньше приучатся что-то делать для других, особенно то, что у них хорошо получается.
7.Установите теплые отношения с ребенком, основанные на взаимопонимании. Независимо от возраста ребенка лучший путь к хорошим взаимоотношениям с ним - спокойное, приветливое общение.
Если ребенок испытывает страхи
Использование гаджетов в развитии ребенка от 2 до 3 лет
Психологическая готовность к школе
Развитие внимания у дошкольников
Ребенок с симптомом гиперактивности
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ